Персональный сайт социального педагога

Софоновой Татьяны Сергеевны

МБОУ СШ №7 г. Павлово

Согласно Конвенции о правах ребенка, принятой ООН, ребенком признается каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста, если по закону, применимому к данному ребенку, он не достигает совершеннолетия ранее.

Россия является участницей этой Конвенции с 15 сентября 1990 г. Правила Конвенции имеют преимущества над внутренним законодательством, то есть, в случае расхождения применяются правила Конвенции.

Родившись, ребенок приобретает право на гражданство, обладает правоспособностью по гражданскому праву, имеет право на имя, отчество и фамилию; имеет право жить и воспитываться в семье, знать своих родителей, получать от них защиту своих прав и законных интересов. На имя ребенка может быть открыт счет в банке.

С 1,5 лет  гражданин имеет право посещать ясли.

С 3 лет гражданин вправе посещать детский сад.

С 6 лет  гражданин  вправе посещать школу;

вправе самостоятельно заключать:

  • мелкие бытовые сделки;
  • сделки, направленные на безвозмездное получение прибыли, не   требующие нотариального удостоверения или государственной регистрации;
  • сделки по распоряжению средствами, предоставленными законным представителем или с согласия его, третьим лицом для определенной цели или для свободного распоряжения.

С 10 лет гражданин дает согласие на изменение своего имени и (или) фамилии;

  • дает согласие на свое усыновление или передачу в приемную семью, либо восстановление родительских прав своих родителей;
  • выражает свое мнение о том, с кем из его родителей расторгающих брак в суде, он хотел бы проживать после развода;
  • вправе быть заслушанным в ходе любого судебного или   административного разбирательства;
  • может вступать в детские общественные объединения.

     С 14 лет  гражданин  имеет право на получение паспорта;

  • может выбирать себе место жительства (с согласия родителей);
  • вправе, с согласия родителей, совершать любые сделки;
  • вправе самостоятельно распоряжаться своим заработком, стипендией, иными доходами;
  • осуществлять права автора, охраняемого законом результата своей интеллектуальной деятельности;
  • вносить вклады в кредитные учреждения и распоряжаться ими;
  • допускается поступление на работу (на легкий труд не более 4 часов в день) с согласия одного из родителей;
  • имеет право требовать отмены усыновления в случаях, указанных в законе;
  • несовершеннолетние родители вправе требовать установления отцовства в отношении своих детей в судебном порядке;
  • имеет право управлять велосипедом при движении по дорогам;
  • может вступать в молодежные общественные объединения;
  • подлежит уголовной ответственности за некоторые преступления (убийство, разбой, кража, вымогательство и др.);
  • подлежит имущественной ответственности по заключенным сделкам, а также за причинение имущественного вреда;

     С 15 лет гражданин имеет право поступить на работу (сокращенная рабочая неделя 24 часа, другие трудовые льготы).

    

С 16 лет  гражданин  имеет право на вступление в брак с разрешения органов местного самоуправления при наличии уважительных причин;

  • несовершеннолетние родители, не состоящие в браке, в случае рождения у них ребенка, при установлении их отцовства (материнства), вправе самостоятельно осуществлять родительские права;
  • может быть объявлен, в установленном законном порядке, полностью дееспособным (эмансипация), если работает по трудовому договору или занимается предпринимательской деятельностью.
  • может быть членом кооператива, акционерного общества;
  • имеет право управлять мопедом при езде по дорогам;
  • имеет право обучаться вождению автомобиля на дорогах в присутствии инструктора;
  • имеет право самостоятельного заключения трудового договора (контракта); при этом сохраняется ряд льгот согласно трудовому праву (сокращенная рабочая неделя - 36 часов);
  • подлежит административной ответственности за правонарушения в особом порядке (через комиссию по делам несовершеннолетних); за некоторые правонарушения (например, мелкое хулиганство) несет административную ответственность в общем порядке;
  • несет уголовную ответственность за любые преступления.

     С 17 лет  гражданин подлежит первоначальной постановке на воинский учет (выдается приписное свидетельство).

        С 18 лет гражданин становится полностью дееспособным (совершеннолетним) и может своими действиями приобретать любые права и налагать на себя любые обязанности.

Права ребенка в семье.

После достижения 14 лет человек имеет право:

  • распоряжаться своим заработком, стипендией или иными доходами;
  • пользоваться правами автора произведения науки, литературы, искусства, изобретения;
  • вносить вклады в банки и распоряжаться ими;
  • совершать мелкие бытовые сделки;
  • совершать сделки, направленные на безвозмездное получение выгоды (например, дарить подарки), но только тогда, когда такие сделки не обязательно регистрировать у нотариуса;
  • распоряжаться средствами, предоставленными родителями или с их согласия другим человеком.

Все другие сделки действительны только с письменного согласия родителей, опекунов или попечителей. Если подросток в возрасте от 14 до 18 лет совершил сделку кроме тех, что указаны выше, такая сделка действительна только при условии, что родители письменно эту сделку одобрили.

Однако если подросток вступил в брак, или подросток, достигший 16 лет, работает по трудовому договору или занимается с согласия родителей предпринимательской деятельностью, он приобретает право на совершение любой сделки. Такой подросток имеет почти все права взрослого.

Подросток в возрасте от 14 до 18 лет может быть лишен права распоряжаться своим заработком, но только на основании решения суда, вынесенного по ходатайству его родителей или органа опеки и попечительства.

При достижении подростком  14 лет он самостоятельно несет ответственность за совершенные им сделки (если на них не требовалось согласия родителей). За сделки, совершенные детьми в возрасте до 14 лет, а также за причиненный ими ущерб, ответственность несут родители, кроме случаев, когда они докажут, что в допущенных нарушениях они не виноваты.

Права ребенка в школе.

Право на образование следует рассматривать как совокупность прав:

  • на выбор образовательного учреждения или образовательной программы;
  • на получение образования в соответствии с установленными стандартами;
  • на обучение в условиях, гарантирующих безопасность ребенка;
  • на уважение своего человеческого достоинства, уважительное отношение со стороны персонала образовательного учреждения;
  • на обучение, осуществляемое на современной учебно-материальной базе;
  • на получение впервые бесплатного начального, основного, среднего (полного) общего образования, а на конкурсной основе – среднего профессионального, высшего профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях;
  • на обеспечение учебной литературой из фондов школьных библиотек;
  • на добровольное участие в трудовой деятельности по благоустройству школы;
  • на получение дополнительных (в том числе платных) образовательных услуг;
  • на социально-педагогическую и психолого-педагогическую помощь в процессе образования;
  • на равные права с другими при поступлении в образовательные учреждения следующего уровня;
  • на перевод (с согласия родителей) в другие образовательные учреждения такого же типа, в случае прекращения деятельности общеобразовательного учреждения или начального профессионального образования;
  • на получение образования (основного общего) на родном языке, а также на выбор языка обучения в пределах имеющихся возможностей;
  • на оставление общеобразовательного учреждения до получения основного общего образования, по достижении возраста 15 лет и согласия родителей (лиц, их заменяющих) и органа управления образованием;
  • на продолжение образования в образовательном учреждении, получающий образование в семье при условии положительной аттестации и решению родителей, лиц их заменяющих, на любом этапе обучения;
  • на перевод в другое образовательное учреждение, реализующее образовательную программу соответствующего уровня, при согласии этого учреждения и успешном прохождении учащимся аттестации;
  • на участие в управлении образовательным учреждением в соответствии с его Уставом;
  • на уважение и свободное выражение мнений и убеждений обучающимся;

19) на свободное посещение мероприятий, не предусмотренных учебным планом.

Более подробно права учащихся в образовательном процессе регламентируются Уставом и локальными актами образовательного учреждения.

Ребенок должен себя комфортно чувствовать в образовательном учреждении. Администрация и педагогический коллектив должны контролировать соблюдение прав ребенка в школе и  предотвращать любой вид насилия. На школьных стендах должна быть информация об учреждениях и органах системы профилактики с контактными телефонами, куда может сообщить ребенок о выявленных случаях насилия.

Раскроем суть наиболее встречающихся видов насилия в детской среде.

Физическое насилие – это применение физической силы к ученику.

Психическое насилие не имеет точного определения. Формами психического насилия являются:

  • угрозы в адрес обучающегося;
  • преднамеренная изоляция обучающегося;
  • предъявление к обучающемуся чрезмерных требований, не соответствующих возрасту;
  • оскорбление и унижение достоинства;
  • систематическая необоснованная критика ребенка, выводящая его из душевного равновесия;
  • постоянная негативная характеристика обучающегося;
  • демонстративное негативное отношение к обучающемуся.

В целях профилактики насилия  в образовательном учреждении должна быть сформирована дисциплина, которая поддерживается на основе уважения человеческого достоинства обучающихся, воспитанников, педагогов. Применение методов физического и психического насилия по отношению к обучающимся воспитанникам не допускается.

Если выявился факт ущемления прав ребенка в школе со стороны работника образовательного учреждения, тогда ученики (кроме тех, кто учится в начальной школе) вправе ходатайствовать о проведении дисциплинарного расследования в отношении этого работника с участием выборных представителей учащихся. Но речь идет не о праве делегировать своего представителя для проведения дисциплинарного расследования – ходатайство может быть удовлетворено, но может быть и отклонено. Если ученики с решением администрации не согласны, они вправе обратиться за помощью в уполномоченные органы государственной власти, то есть в органы управления образованием или к специалистам по охране прав детей.

Права ребенка при трудоустройстве.

Помочь человеку найти работу обязаны органы службы занятости. Они должны не только сообщить, где и какая работа имеется, дать необходимые консультации, помочь ищущему работу сориентироваться, но если человек не может найти для себя работу, обязаны бесплатно направить его для профессиональной подготовки, переподготовки или повышения квалификации. Особое внимание эти органы обязаны уделить лицам, впервые ищущим работу, выпускникам общеобразовательных учреждений и несовершеннолетним.

Прием на работу возможен с 14 лет при наличии паспорта, однако для этого необходимо согласие профсоюзного органа предприятия и одного из родителей.

 Работодатели обязаны принимать несовершеннолетних на работу. Несовершеннолетние относятся к числу тех, кто нуждается в особой защите. А органы исполнительной власти имеют право устанавливать для работодателя определенные квоты на прием таких лиц. Отказ работодателя принять на работу выпускников школ, ПТУ, сирот, детей, оставшихся без попечения родителей при наличии рабочих мест, запрещен и может быть обжалован в суде.

С  момента заключения трудового договора работник считается допущенным к работе. Несовершеннолетним, а также выпускникам ПТУ, техникумов, институтов испытание при приеме на работу не устанавливаться. В том  случае, если  работник принимается на работу сроком свыше 5 дней, заводится трудовая книжка, которая выдаётся работнику в день увольнения.

Рабочее время у работников в возрасте от 15 до 16 лет не может превышать 5 часов в день, в возрасте от 16 до 18 лет – 7 часов в день, у тех, кто учится в общеобразовательных учреждениях, в образовательных учреждениях начального и среднего профессионального образования и совмещает работу с учебой в течение учебного года – 2,5 часа (в возрасте от 14 до 16 лет) и 3,5 часа (в возрасте от 16 до 18 лет), норма выработки им устанавливается пропорционально установленному рабочему времени.

Работодатель четко должен выполнять нормы по переноске тяжестей несовершеннолетними. Тем, кому от 16 до 18 лет, работы по переноске тяжестей свыше 4,1 кг разрешаются не более чем в течение одной трети рабочего времени. Подростки от 14 до 16 лет не могут выполнять работы, связанные преимущественно с переносом тяжестей более 2 кг. То есть перенос тяжестей более 2 и 4,1 кг допускается, но не может быть основной работой подростка.

Кроме работ, связанных с переноской тяжестей свыше установленных норм (про эти нормы смотрите выше) запрещено привлечение не достигших 18 лет к работам, связанным с вредными или опасными условиями труда, а также к подземным работам.

В ходе трудовой деятельности несовершеннолетний несет полную материальную ответственность за последствия своего деяния, но при выполнении несовершеннолетними работ по хранению, переработке, перевозке, продаже материальных ценностей договор о полной материальной ответственности с ними не заключается.

Увольнение несовершеннолетних вследствие недостаточной квалификации, из-за отсутствия опыта и навыков в труде либо из-за непродолжительного стажа работы, не допускается. Увольнение с работы подростка по инициативе администрации возможно только по согласованию с Комиссией по делам несовершеннолетних и Государственной инспекцией труда.

 

Защита прав ребенка.

Защита прав граждан может осуществляться любым способом, не запрещенным законодательством. Если нарушены права человека можно попытаться действовать самостоятельно, однако способ самозащиты должен быть соразмерен с нарушением и не выходить за пределы действий, которые необходимо предпринять, чтобы прекратить нарушение.

 Можно обратиться к адвокату, но наиболее универсальный способ – обратиться за помощью к специализированным правозащитным организациям.

Как обратиться в суд.

Очень часто для защиты прав человека приходится обращаться в суд. Судебная процедура позволяет защитить права человека цивилизовано. Однако при судебном разбирательстве необходимо придерживаться установленных законом канонов. Если Вы решитесь действовать самостоятельно, Вам необходимо с ними ознакомится.

Предлагаемая вашему вниманию методика касается только гражданских дел (жилищных, трудовых, семейных, имущественных споров и т. д.).

Для того, чтобы обратиться в суд, необходимо грамотно составить исковое заявление. Оно подается в письменной форме, где обязательно должны быть указаны:

  1. Наименование суда, в который подается исковое заявление.

До обращения в суд Вам необходимо выяснить, какой именно суд (какого района, города) будет рассматривать Ваше дело. Иск предъявляется в суде по месту жительства ответчика, а к юридическому лицу – по месту нахождения органа или имущества.

  1. Наименование истца и его адрес.

Если заявление подается в суд представителем, то указывается также наименование представителя и его адрес.

  1. Наименование ответчика и его адрес.

Если ответчиков несколько, то указывается наименование других ответчиков и их адрес.

  1. Далее излагаются обстоятельства, на которых Вы основываете свои требования и доказательства, которые их подтверждают.
  2. Ваши требования.

 Здесь надо указать нормы закона, на основании которых Вы просите удовлетворить свой иск.

  1. Цена иска, если он подлежит оценке.

Цена иска определяется: о взыскании денег – взыскиваемой суммой; об истребовании имущества – стоимостью имущества; в исках, состоящих из нескольких самостоятельных требований – общей суммой всех требований и т. д. Указывается истцом. В случае явного несоответствия указанной цены действительной стоимости – определяется судьей.

  1. Укажите перечень прилагаемых к заявлению документов (копии договоров, квитанции об оплате, акты обследований, медицинские справки, заключения экспертов и т. д.).
  2. В конце заявления ставится дата и подпись.

Если в суд обратился Ваш представитель, то к заявлению прилагается доверенность или иной документ, подтверждающий полномочия представителя.

  1. Исковое заявление подается в суд с копиями по числу ответчиков.

До подачи искового заявления необходимо уплатить государственную пошлину. Платеж взимается в доход государства за совершение юридически значимых действий или выдачу документов. Судебные расходы потом могут быть возмещены проигравшей стороной. При увеличении исковых требований недостающая сумма пошлины доплачивается.

Уплаченная сумма подлежит возврату на основании определения суда или судьи не позднее одного года в случаях: переплаты, отказа в принятии заявления, оставления заявления без движения и т. д. Суд или судья, исходя из имущественного положения гражданина, вправе освободить, уменьшить, отсрочить или рассрочить уплату судебных расходов в доход государства. От уплаты пошлины освобождаются иски о взыскании заработной платы и других требований, вытекающих из трудовых отношений, о нарушении прав потребителей, о взыскании алиментов и иные.

Обратите внимание, что судья может отказать в принятии иска если:

  • дело не подлежит рассмотрению в суде;
  • не соблюден порядок досудебного разрешения дела (например, дело по трудовому спору вначале, до подачи в суд, должно было быть рассмотрено комиссией по трудовым спорам);
  • по тому же делу уже есть судебное решение;
  • дело неподсудно данному суду;
  • заявление подано недееспособным лицом;
  • если дело передано на разрешение мирового суда.

Исковое заявление остается без движения, если:

  • оно подано с нарушением правил оформления исковых заявлений или без копий по числу ответчиков;
  • оно не оплачено госпошлиной.

При отказе в приеме заявления или его оставлении без движения судья выносит определение, в котором обязан указать, какие меры должен предпринять истец для устранения причин в отказе принятия иска.

Используемая литература:

Семейный кодекс Российской федерации;

Кодекс Российской Федерации  об административных правонарушениях;

 Уголовный кодекс Российской Федерации;

А. В. Бабушкина "Как подростку защитить свои права". М., 1999;

Е. А.Зайцева, Л. И. Семина "Права, обязанности и ответственность       участников образовательного процесса". М., 1997.

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Полезные ссылки

Телефон доверия

98848617

98848617

98848617

98848617

98848617

98848617

98848617

98848617

98848617